Vita Nostra. Работа над ошибками

Сижу я, значит, играю в ремастер игры двадцатилетней давности после того, как прошла продолжение другой игры пятнадцатилетней давности, слушаю продолжение книги почти пятнадцатилетней давности. И думаю о том, что наверное всё-таки что-то не то с этим временным потоком.

«Vita Nostra. Работа над ошибками» оказалась лучше, чем я ожидала исходя из рецензий, которые попались мне на глаза, но всё равно оставила несколько смешанное впечатление.

Удивительно осознавать, что этот стиль оказывает на меня всё то же магическое действие, сколько бы лет ни прошло. Начать слушать и прослушать за несколько дней, выгадывая время, как только появится возможность, потому что, какие бы сомнения ни вызывал сюжет, это всё равно очень, очень увлекательно, захватывающе, восхитительно. Умножим на тот факт, что я в принципе люблю книжки про приключения идей больше, чем книжки про приключения людей, а к Vita Nostra термин «приключение идей» подходит, по-моему, как раз очень хорошо.

Это всё та же история про жутковатую Торпу, про Институт специальных технологий, про то, стоит ли оставаться человеком или стать чем-то большим, про силу слова и синтаксические конструкции.

Ход времени

Те претензии, которые я слышала по поводу этой книги от других читателей, оказались для меня неожиданно незначащими. Во-первых, к тому факту, что авторы «обнуляют» концовку предыдущей части, у меня вообще нет никаких вопросов. Имеют право. Время идет, авторы меняются, герои меняются, читатели меняются. Почему бы и не вернуться, чтобы переосмыслить. Пожалуй, я не настолько эмоционально привязана к концовке первой части, чтобы подобный ход событий мог меня возмутить.

Во-вторых, тот факт, что действие будто бы перенесено «в наши дни», в двухтысячные, но отражается это в основном в антураже (в городе появился аэропорт, у студентов — планшеты, на стене — электронное расписание…), показался мне тоже вполне логичным. В конце концов. Институт специальных технологий существует вне времени, так что он можно считать, что он просто подстраивается под читателя.

Этот момент напомнил мне проблему, которую довелось решать разработчикам упомянутого выше «продолжения игры пятнадцатилетней давности» — Psychonauts 2, С одной стороны, продолжить сюжет буквально с того же места, где он кончился пятнадцать лет назад, с другой — сделать игру интересной для тех, кто играл когда-то в первую часть и для кого время не стояло на месте. Так вот, создателям Psychonauts это каким-то загадочным образом удалось 🙂 В Vita Nostra, в принципе, тоже работает, но несколько менее убедительно.

Подгонка решения под ответ

Мои претензии к книге связаны, в основном, с тем, как это самое «приключение идей» оказывается устроено. Основная проблема для меня в том, что книга, особенно поначалу, выглядит как решение задачки с заранее известным ответом. В первой главе задача героини — вспомнить, что вообще происходило на экзамене. Но поскольку я (читатель) и так это неплохо помню, наблюдать за тем, как она пробивается к ответу, в какой-то момент становится скучно.

И дальше это ощущение то и дело снова возвращается — читатель (по крайней мере, читатель осиливший за прошедшее время еще некоторое количество книг о временных петлях, перестановках и превращении людей в абстрактные сущности) имеет все шансы то и дело оказываться умнее героини. Оно, конечно, приятно, то и дело оказываться на точке зрения скорее преподавателя, чем ученика, но несколько утомительно.

В конечном итоге, основной проблемой «Работы над ошибками» для меня оказывается то, что авторы стирают старое решение задачи, пишут новое, но оно не оказывается ни лучше, ни убедительнее. Оно столь же произвольное и эмоциональное, как и предыдущее. Оно не становится более проработанным с философской точки зрения. И, видимо за счет повторения, это впечатляет уже не так сильно.

Наверное, это даже не новый ответ на ту же задачу — это новый способ решения, который дает примерно тот же ответ. Проследовав по этому пути, можно узнать больше подробностей о Торпе, устройстве учебников старших курсов, превращении человеческой сущности в часть речи и природе свободы. Попадутся на этом пути отдельные увлекательные идеи (например, рассуждение о том, почему, собственно, Сашка должна была провалить экзамен) и трогательные моменты, но ответ в финале всё равно будет примерно тоже. Это (как и Psychonauts, кстати), будто одновременно и римейк, и продолжение.

Пересдача.

Пятерок на пересдаче тут не ставят 🙂

Подписаться в Дзен / Подписаться в Телеграме

Поделиться

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Rate this review